Причины моего стресса на работе (и методы борьбы с ними)

SABIROV IL’YA
7 min readJul 19, 2020

Работа для меня — это стресс. Да, вокруг меня успешный успех, у меня много чего получается. Но тем не менее в процессе работы я часто ощущаю себя несчастным.

Как и все мы.

Пишу этот материал для себя. Но публикую, так как:

  • по моим убеждениям, чем больше говорить о проблемах с кем-то, тем больше ты осознаешь, что ты не такой уж и дефектный, и тем проще тебе решить проблему;
  • для кого-то этот материал может показаться полезным.

И да, над картинками я особо не заморачивался. Они стоковые.

№1: боюсь не оправдать ожиданий

Сильнейший стресс. Постоянно и беспрерывно я боюсь не соответствовать занимаемой должности в глазах других. Казалось бы, знаний и умений достаточно, а боязнь — есть. Более того, иногда я делаю что-то для начальника, но не для компании, просто чтобы снизить уровень своего стресса. Это плохо.

Что делать: кажется, нужно поменять угол зрения. Проект, за который ты переживаешь — твой, а не начальника. Начальник именно поэтому тебе его передал, потому что доверяет тебе.

Не стоит угадывать его ожиданий, чтобы потом их не оправдывать. Делай этот проект как свой.

№2: боюсь плохой репутации в компании (“что обо мне подумают”)

Это уже не связано с начальником, который в идеале должен меня поддерживать. Связано с другими: они могут по тем или иным причинам невзлюбить тебя.

И более того. Честно, я почему-то воспринимаю людей заранее плохо, вокруг все враги, которые меня не любят. И только когда они мне докажут обратное, мое сердце смягчится.

Что делать: замечать в людях хорошее, оставаться вежливым и просто хорошо работать.

№3: когда меня кто-то подводит

4 из 5 подрядчиков или сотрудников, с которыми я работал — мудаки (именно поэтому я выделил отдельный документ, в котором веду список хороших). Они выполняют работу некачественно или пропадают, а ответственность за их безответственность несёшь ты. И когда приходит понимание, что проект (например, запуск новых кампаний через контекстную рекламу) начинает не выполняться, у тебя появляется стресс.

Что делать: во-первых, находить хороших подрядчиков (а не просто дешевых), обязательно проверять отзывы и портфолио. Во-вторых, быстро улавливать их безответственность и принимать меры (поговорить или сразу найти другого).

А если речь идет о сотруднике, то… то же самое.

№4: моя восприимчивость

Я очень восприимчивый. Меня легко ранить. Когда кто-то проявляет грубость, залазит в мою зону, просто отвечает “нет” или вообще игнорирует мои сообщения, я стрессую. Все, что не “😊”, я зачем-то приравниваю к “😟”.

Что делать: понять, в самом ли деле есть элемент грубости или игнора. Если есть, обсудить проблему лично и лишь только в безнадежном случае обратиться к начальнику.

Но в любом случае от этого качества мне нужно скорей избавиться. Восприимчивость — это непрофессионально.

№5: боязнь спросить

Иногда я боюсь спросить. Например, попросить у начальника совета, потому что тот занят или потому что мой вопрос может показаться глупым.

Что делать: спрашивать. Лучше спросить и сэкономить время, чем не спросить.

№6: ощущение, что только ты один стрёмный

Личный опыт: фейсбук заставляет чувствовать себя отвратительно. Там клевые чуваки говорят, какие они клевые. А ты читаешь и понимаешь, что не готов встать с ними в один ряд. Что ты никто. То же самое ощущение появляется, когда ты общаешься с успешными людьми из своей компании.

Что делать: стремиться. Может, эти крутые ребята просо скрывают свои неудачи. Может, эти они стали такими не сразу (у них не было таланта, но они прошли много чего, чтобы такими стать). А значит, ты тоже можешь достичь всего.

А еще лучше: познакомиться с этими чуваками. Поговорить, обсудить причины успеха, спросить совета. Может, через это ты даже войдешь в их круг. Зачем бороться, когда можно принять это?

№7: постоянная загруженность

Дедлайны — это хорошо. Загруженность — тоже. Но постоянная загруженность в коллективе — это очень плохо. Сотрудники работают на износ эффективность каждого теряется корпоративная культура падает руководство не понимает, куда стремиться.

Что делать: не перерабатывать. 8 часов отработал и отключил мессенджеры, чтобы тебя не беспокоили. Если это привело лишь к недовольству, то в этом случае тебе пора обновлять резюме. Это твоя жизнь, ты здесь ради денег, а не ради переработки из-за некомпетентных топ-менеджеров.

Сотрудники лучших компаний должны быть недозагруженными. Приоритизируй дела и откажись от лишней нагрузки.

№8: усталость после работы

Ты отработал и вроде как теперь можешь заниматься своими делами. Но почему-то у тебя на это не хватает сил. Даже на книгу. Ты понимаешь, что не развиваешься, и получаешь от этого понимания стресс.

Что делать: определить, от недостатка чего в профессиональном развитии у тебя появляется стресс, а затем переставить это дело на утро, когда ты еще свеж. Например, я испытывал стресс от того, что не веду проф. блог или не читал статей. Стал делать по утрам, и все получилось.

А если речь идет о личных делах, то просто можно выбрать себе увлечения, а также не связанные с работой задачки, и каждый раз после работы выбирать из них то, что совпадает с твоим настроением. И радоваться.

№9: когда твоя работа становится ненужной

Иногда бывает так: тебе дали задачу, ты ее выполняешь с высоким чувством ответственности, но потом видишь, что приоритеты компании изменились и твоя задача стала никому не нужна. Возникает вопрос, на который не так легко найти ответ: а что мне делать?

Что делать: разобраться, в самом ли деле задача никому не нужна. Если в самом деле никому не нужна, взять новую. А старую можно убрать в беклог, отдать джуну или на аутсорс.

№10: гиперконтроль со стороны других

Это даже не страшный стресс. Это в принципе страшно. Никто не любит, когда кто-то роется в твоих делах в поисках ошибок, а потом находит их и скидывает в общий чат. По моему опыту, таких людей почти нельзя переубедить так не делать.

Что делать: все-таки поговорить с ними. Сказать “спасибо” за найденные ошибки и попросить их скидывать тебе в личку. Если эта мера не удается, как по мне, нужно просто обновлять резюме.

№11: гиперответственность

Я ответственный. Даже гипер. Если есть проект со сроками, я начинаю себя нагонять, чтобы успеть его сделать. Или даже думаю о нем вне работы. Это то, что отнимает мои рабочие силы впустую.

Что делать: ловить себя на стрессе, связанным с гиперответственностью и задавать вопрос “а по этому поводу действительно стоит волноваться”? Если ответ “нет”, успокоиться и выполнять проект созидательно. Если ответ “да”, запросить дополнительные ресурсы типа коллег, денег или времени.

№12: неумение сказать “нет” и найти аргументы

Возможно, я мягкий и не умею сказать «нет», мне всегда лучше уступить в конфликте и поставить человека на место.

Как сказал Артем Шабалин: “Когда я тебе говорю задачу, ты соглашаешься почти всегда и мне трудно понять, на самом ли деле ты думаешь так же. Я бы хотел, чтобы ты был моим антагонистом, потому что я не гений маркетинга”.

Иногда я общаюсь неуверенно и заикаюсь. Бывает, я плохо доношу идею до руководства. Очень часто я теряюсь в непонятной ситуации. Но почти всегда мне трудно сказать “нет” и найти аргументы в защиту.

Что делать: честно, я пока не знаю. Поскольку этот soft-скилл очень важен для руководителя, мне нужно им владеть. Возможно, я найду специальные курсы для этого.

№13: когда другие лучше меня

Если я вижу, что другие лучше меня, я огорчаюсь. И вместо того чтобы “принять вызов” и быть лучше их, я просто нахожу 1000 причин сказать, что им повезло.

Что здесь делать — понятно.

№14: когда накапливаются проблемы, а я не успеваю о них подумать и их решить

Ужасно бесит.

Что здесь делать — взять время на выдох и провести ретроспективу. А лучше выписывать все проблемы и их приоритизировать, доказывая другим, что эти проблемы ты не можешь решить сразу. Но ты их решишь.

№15: фокусировка на плохом

Довольно часто я замечаю только плохое. Не рост показателей, не рост сотрудников, не выполнение KPI. А недостаточное выполнение плана, стагнация другого сотрудника, невыполнение KPI всей команды.

Что здесь делать — взять и выписать все успехи и все траблы. И определить, что делать, чтобы траблы убрать, а успехи приумножить.

№16: ворк лайф дисбаланс

Когда ты на работе впахиваешь, а потом у тебя ни на что не остается сил и ты ждешь выходных — это не признак дисбаланса в жизни. Это и есть дисбаланс.

Что здесь делать — выныривать. Посмотреть, что ты делаешь не так. И не делать этого. Более того, дисбаланс — это не только когда ты впахиваешь на работе. А это еще и то, когда тебе нечем интересным заняться после работы. Так что надо определить для тебя то, что тебе нравится.

№17: несвоевременный прием пищи

Или когда пища — только для кишки, а не для отдыха.

Часто бывает так, что если ты перебегаешь с синка на синк, то просто навсего не успеваешь поесть. Твое настроение резко становится плохим и угнетенным. Так что лучше устанавливать время для покушать.

№18: ненужные эмоции

Бывает так, что ты впахиваешь и чувствуешь себя суперменом, который тянет всю команду вперед, ты устаешь, волнуешься, нервничаешь, потому что как супермен испытываешь супер напряг. Но есть 2 отличия:

  • ты не супермен, твои силы не такие супергеройские;
  • и это самое главное. Твои эмоции не решают.

С плохими ли эмоциями ты подходишь, уставшими или стрессовыми — на работу это ну никак не влияет. Так что попробуй расслабиться. Можешь через валерьянку, можешь через медитацию, можешь через вдохи и выдохи. Отдохни, и не снова в бой, а… отдыхай, работая.

№19: когда не получаешь отдачи

Часто бывает так, что ты что-то делаешь, говоришь, фоллоуапишь, а результата нет. И ты спрашиваешь себя: а где удовольствие от того, что делаешь? Если его нет хотя бы неделю или две, возникает стресс.

Что с этим делать — не знаю. Но думаю, заняться на время тем полезным, что при этом приятное. Или сходить в отпуск.

--

--